ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

Главная / Публикации / Флора Михайлова. «Пир образов...»

Флора Михайлова. «Пир образов...»

Для выставки в Серпуховском историко-художественном музее отобрали тридцать литографий, созданных в период между 1957 и 1968 гг. и подаренных Государственному музею в Москве автором в 1973 году. Все они подписаны художником и имеют на нижнем поле слева пометку карандашом: epreitve d’artiste (оттиск художника).

Пир образов очаровательных, неуловимых явился перед глазами зрителей на литографиях Марка Шагала. Открытие экспозиции из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина стало значительным событием в культурной жизни Серпухова

В своем приветственном слове на открытии выставки Глава города Павел Жданов сказал:

— Как известно, все великие художники немного дети. Знаменательно, что сегодня в зале очень много детей — учащихся художественной школы им. А.А. Бузовкина, педагогического колледжа. У нас в городе растет много юных талантливых дарований.

Вручая лауреатам и дипломантам Международного фестиваля «Зажги свою звезду» благодарственные письма, Павел Владимирович подчеркнуто уважительно обратился к ним по имени-отчеству. Восьмилетняя Анастасия Валентиновна Романова, ставшая дипломантом фестиваля, чинно пожала руку Главе города. Павел Владимирович поблагодарил и других питомцев Натальи Владимировны Гавриловой, заслуживших самую большую похвалу: Дарью Андреевну Терехову, Евгения Юрьевича Шмелева, а также коллектив танца «Вероника» под руководством Марины Арабовой.

— Серпуховичам очень повезло, что не придется ехать в Москву. Марк Шагал «приехал» к ним сам, — эту мысль высказали каждый из выступивших на открытии экспозиции. Все с нетерпением посматривали в залы, где были вывешены литографии художника. Директор музея Людмила Гафурова и Глава города Павел Жданов перерезали ленточку.

...Большую часть своей жизни Марк Шагал провел во Франции. Но подобно Шаляпину, Рахманинову, Бунину, он остался явлением русской художественной культуры. Самобытностью своего творчества художник обязан нерушимой верности своим корням: городу Витебску, родникам народного творчества, России. За свою более чем десятивековую историю Витебск стал Родиной многих выдающихся людей — деятелей науки и культуры, политиков, военачальников и банкиров. Однако никто из них не прославил его так, как это сделал Марк Шагал. С Витебском связана только четверть жизни художника, но именно она сыграла решающую роль в его становлении, дала богатые, незабываемые впечатления, вдохновение на все последующие годы.

В 1920 году Марк Шагал вместе с семьей уехал в Москву, совсем не подозревая о том, что навсегда расстается со своим любимым городом. Оставшись по воле случая за границей, Марк Захарович 15 лет не принимал французского гражданства, все еще надеясь когда-нибудь вернуться на родину. За свой долгий век (прожил 98 лет) Марк Шагал многое познал: неудачи и успех, полуголодное существование и материальное благополучие, равнодушие и всемирную славу. Только одного при жизни он был полностью лишен — признания на родине. И очень из-за этого страдал. Марк Шагал жил до конца жизни на французской Ривьере. 28 марта 1985 года его не стало. А уже в январе 1991 года прошли первые Шагаловские дни. В июне следующего года на Покровской улице открыт памятник художнику, а на его домике — мемориальная доска.

Действие в необычных шагаловских полотнах развертывалось по особым законам, где были сплавлены прошлое и будущее, фантасмагория и быт, мистика и реальность. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Начиная с 1950 года стали одна за другой появляться работы Шагала в технике литографии. Всего Шагал создал около 1100 произведений, в том числе книжные иллюстрации, предназначенные для роскошных библиофильских изданий: «Дафнис и Хлоя» (1961), «Исход» (1966), «Цирк» (1967), «Одиссея» (1975), «Буря» (1976) и др.

На выставке представлены самостоятельные эстампы, не связанные с такими изданиями. Здесь нам встречаются некоторые характерные для Шагала мотивы. Важное место в его творчестве занимает тема цирка: она нашла воплощение не только в альбоме «Цирк» 1967 года, но и в ряде листов, исполненных между 1957 и 1962 гг. и включенных в настоящую экспозицию («Музицирующий клоун», «Цирк», «Явление в цирке», «Бродячие акробаты», «Цирк со звездой», «Цирк с желтым клоуном», «Синий пируэт»). Для Шагала атмосфера веселости, свойственная цирку, таила в себе нечто печально-меланхолическое, даже трагическое.

Иные произведения Шагала вдохновлены воспоминаниями о его родном Витебске («Большой крестьянин», «Крестьянин с букетом» и др.). Ряд литографий связан со средиземноморскими впечатлениями («Ночь и Ванс», «Солнце в Сен-Поль-де-Ванс», «Бухта Ангелов»): Шагал часто бывал на юге Франции и в конце концов, в 1950 году, поселился в Вансе. Изображение цветов нередко переплетается с темой влюбленных, проходящей через все творчество Шагала («День рождения», «Цветы перед окном», «Влюбленные с корзиной фруктов»), Шагаловские «автопортреты» не претендуют на физиономическое сходство, скорее они имеют аллегорический характер, выражают идею творческого вдохновения («Автопортрет с влюбленными», «Вдохновение»).

Несколько особняком стоят три листа, исполненные в связи с работой художника над афишей для вечера, посвященного памяти Маяковского (к 70-летию со дня рождения поэта). В литографиях Шагала встречаются откровенно фантастические сцены, где люди изображены с головами животных (так называемые «фигуры-гибриды»).

Но и в большинстве других произведений мы видим причудливое, неожиданное соединение вещей, существующих как бы в разных пространственных измерениях, наплывающих друг на друга, подобно образам сновидений. В мире Шагала и люди, и вещи лишены тяжести, словно не подвластны земному притяжению.

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.